Федеральный проект "Вклад в будущее"
при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее"
В 2022 году МДОУ детский сад №3 г. Сердобска стал участником Программы Благотворительного фонда ПАО «Сбербанк» «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала у детей дошкольного и школьного возраста.
Инициатор Программы — Благотворительный фонд ПАО «Сбербанк» «Вклад в будущее».
Партнеры Программы: Международная лаборатория позитивной психологии личности и мотивации Национального исследовательского университета Высшая школа экономики; Лаборатория по развитию личностного потенциала в образовании Института системных проектов ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет».
Программа направлена на расширение возможностей ребенка совершать осознанный самостоятельный выбор целей в жизни и путей их достижения.
Программа по развитию личностного потенциала направлена на расширение возможностей ребенка совершать осознанный самостоятельный выбор жизненных целей и путей их достижения. Это подразумевает работу с каждым ребенком в трех ключевых направлениях: помощь в определении мотивов и установок, развитие универсальных компетенций, освоение технологий и инструментов под конкретные типы деятельности и задачи.
Такой подход соответствует задачам в сфере образования, обозначенным в Указе Президента России № 204 от 7 мая 2018 года, а также федеральным государственным образовательным стандартам.
Программа предусматривает разработку, апробацию и распространение комплекта учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста и последующую интеграцию их в систему общего образования в 30 регионах к 2023 году.
Управленческая команда МДОУ детского сада №3 в составе: Петракова Светлана Владимировна-заведующая, Галанина Светлана Владимировна- заместитель заведующей по ВМР, Любавская Галина Викторовна- учитель-логопед прошла обучение на курсах повышения квалификации "Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды" по развитию личностного потенциала. В рамках обучения управленческая команда разработала и успешно защитила проект: «Творческая личностно-развивающая образовательная среда- территория инициативной и самостоятельной личности", который будет реализован в детском саду в течении трех лет.
Целью данного проекта является: создание творческой личностно-развивающей образовательной среды, ориентированной на развитие познавательной, коммуникативной, творческой инициативы и самостоятельности всех участников образовательных отношений.
Создание творческой образовательной среды предоставит новые возможности для всех участников образовательных отношений:
Воспитанникам:
-Развитие и проявление инициативы и самостоятельности.
-возможность реализовать свободу выбора в разных видах деятельности
Педагогам:
-возможность повысить профессиональную компетентность, реализовать свои творческие, профессиональные идеи.
-развитие личностного потенциала самого педагога.
Родителям:
-реализация ожидания по поводу успешного развития ребенка, как инициативной и самостоятельной личности.
- осуществить собственные творческие возможности и инициативы во взаимодействии с педагогами и воспитанниками детского сада, стать активными участниками образовательного процесса ДОУ.
Социуму:
В марте 2022 года был проведен методический семинар, основной целью которого было знакомство педагогов с теоретическими аспектами создания ЛРОС, а по его итогам — их привлечение к экспертной оценке текущего состояния образовательной среды детского сада и формирование проектной команды. На Педагогическом совете были представлены предварительные итоги анализа текущего состояния образовательной среды ОО, коллективу была презентована концепция проекта создания ЛРОС, обозначены задачи, которые требуют решения для формирования будущего образа новой ЛРОС ОО. На этом этапе к работе подключились наиболее заинтересованные и активные педагоги.
22 марта 2022г. проект «Творческая личностно-развивающая образовательная среда- территория инициативной и самостоятельной личности» был представлен экспертам.
Презентация управленческого проекта "Творческая личностно-развивающая образовательная среда- территория инициативной и самостоятельной личности/Презентация управленческого проекта Творческая личностно-развивающая образовательная среда- территория инициативной и самостоятельной личности.pptx
Паспорт управленческого проекта " Творческая личностно-развивающая образовательная среда-территория инициативной и самостоятельной личности"/ПАСПОРТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТА ОО СОЗДАНИЯ ЛРОС.docx
В мае и октябре 2022г. педагогическая команда в составе: Галанина Светлана Владимировна-заместитель заведующей по ВМР, Исайкина Татьяна Александровна-воспитатель, Байкова Евгения Геннадьевна- воспитатель, Феоктистова Юлия Александровна-воспитатель, прошла обучение (1 и 2 модули) на КПК по программе «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений» при поддержке Благотворительного фонда «Вклад в будущее». Педагоги погрузились в темы создания личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС) в детском саду, роль воспитателя в создании ЛРОС, развитие эмоционального интеллекта. Педагоги познакомились с механизмами формирования 4К компетенций у дошкольников, работали с Учебно-методическим комплектом (УМК) парциальной программы «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста».
6 октября успешно прошла защита педагогических проектов. Команда наших педагогов представила коллегам проект на тему: «Создание центра театрализованной деятельности "Мир волшебных превращений" в группе детей старшего дошкольного возраста" на базе ГАОУ ДПО « Институт регионального развития Пензенской области». Команда получила высокую оценку своей работы. Региональные эксперты отметили, что в основу проекта положены интересные идеи.
Паспорт педагогического проекта " Создание центра театрализованной деятельности "Мир волшебных превращений" в группе детей старшего дошкольного возраста"/Паспорт педагогического проекта.docx
Презентация педагогического проекта /Презентация педагогического проекта к защите pptx.pptx
Учебно-методические материалы Программы, используемые в работе
Онлайн-гид по развитию навыков «4 сезона»
Банк заданий, уроков (образцов), направленных на развитие компетентностей «4К»
"Окко" Эмоциональный интеллект для детей
В совместной коллекции онлайн-кинотеатра «Ноль Плюс», Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» и онлайн-кинотеатра «Okko» вы найдете мультфильмы для развития социально-эмоциональных навыков своего ребенка и идеи о том, как продолжить развитие после просмотра.
Образовательный детский онлайн-кинотеатр «Ноль Плюс»
Проект онлайн-кинотеатра «Ноль Плюс», Программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» и «Сбербанк для детей и родителей» создан для педагогов и родителей, которым интересно развитие личностного потенциала детей
Путеводитель для современной семьи
Рекомендации о практиках, которые помогают выстроить доверительные отношения с родителями
Рекомендации о том, как проектировать совместные мероприятия в подходе эдьютейнмент
Специальный выпуск журнала «Управление качеством образования» №3
Уважаемые родители!
Здесь вы найдете отрывки из произведений для тех детей, которые проявляют интерес к книгам и, возможно, уже учатся читать самостоятельно.
Совместное чтение текстов Хрестоматии и обсуждение их содержания покажет детям, что книга — это интересный собеседник, с которым можно увлекательно провести время.
Герои, которых вы встретите в произведениях этого раздела, покажут маленьким читателям, как можно выражать и понимать свои и чужие эмоции, как поступки и слова могут вызвать ту или иную эмоцию. Изучая тексты, ребята познакомятся с тем, как персонажи сотрудничают, разрешают конфликты и дружат.
Хрестоматия художественной литературы по развитию личностного потенциала (ссылка)
Настольная игра "Палитра эмоций" (ссылка)
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Для того, чтобы дошкольники были заинтересованы в восприятии нового, необходимо создавать вокруг них не только положительный эмоциональный климат, важно насыщать образовательный материал эмоциональным, образным содержанием. Поэтому педагоги нашего детского сада разработали и изготовили дидактические игры и пособия по социально-эмоциональному развитию.
Дидактическое пособие «Мирилка»
позволяет самостоятельно помириться после ссоры, настроить детей на установление положительного контакта. Формировать у детей умения, устанавливать и поддерживать контакт с ровесниками и взрослыми на основе уважения и сотрудничества; социальной и нравственной компетентности у детей; атмосферы доверия и принятия.
При использовании пособия в театрализованной деятельности обогащает словарный запас детей, способствует речевому развитию, эмоциональному раскрепощению, взаимопониманию.
Пособие мобильное, предназначено для использования в индивидуальной работе с детьми, для работы с подгруппой и самостоятельной деятельности.
Пособие безопасно для использования. Имеет мелкий вес и необходимую прочность.
ШКАТУЛКА СТРАХОВ
В разном возрасте у ребенка появляются различные страхи (темнота, зеркало, гром, молния и др). Порой страхи необычные, взявшиеся, как мы думаем из неоткуда. Но причина есть всегда. Если нет прямой причины (остался ребенок один, напугался молнию, боковым зрением увидел отражение в зеркале и напугался), то есть другое - желание привлечь к себе внимание. Но дело в том, что даже при таком раскладе ребенок сам начинает верить в свой страх. И он у него появляется действительно.
Большая ошибка взрослых высмеивать такие переживания ребенка. Этого делать НЕЛЬЗЯ! Какими бы нелепыми они вам не казались. Для начала попробуем просто поговорить: почему? что именно пугает? Попробуем объяснить, что это не так страшно, как кажется и что мы всегда его поддержим.
Но бывает, что ситуация доходит до абсурда. Постоянные истерики! Плач! И никакие разговоры и уговоры не помогают. Но ребенку необходима наша помощь. Попробуйте завести волшебную шкатулку от страхов.
Шкатулка от страхов!
Желательно это сделать перед сном. Берем симпатичную шкатулку (или можно смастерить своими руками из обычной коробочки, главное, чтобы до этого момента ребенок ее не видел у вас) и с нужными эмоциями (что вам ее подарил некто, представившийся волшебником и узнавший о боязне ребенка) сообщаем ребенку, что надо открыть коробочку, проговорить в нее три раза о своем страхе, закрыть и убрать под шкаф с белой дверцой (или любое интересное местечко в вашей квартире). А после пойти спать. До просыпания ребенка шкатулку необходимо перепрятать, чтобы ребенок не знал, сообщив о том, что волшебник забрал его страх. Главное, все делать не спеша и вместе.
Может понадобиться два или три таких сеанса (с возвратом волшебника и шкатулки). А может и одно мгновенье все решить.
«ПТИЦА ДУШИ»
Что же помогает детям в нашем саду понять свои чувства и эмоции?
Один из способов - поговорить с Птицей Души!
Кто она такая? У каждого она своя. Птица Души чувствует то, что чувствуем мы.
Почему именно птица? Всё просто! Люди в разных культурах всегда относили птиц к особым существам, обладающим сверхъестественными качествами.
Птица Души часто помогает ребятам понять, какие эмоции или чувства они испытывают. Дети рассказывают ей и свои переживания, и интересные истории. А также, всегда используют её в начале занятий и в конце. Ведь наши эмоции постоянно меняются.
Вот какие Птицы Души живут в наших группах.
"Стул поощрения и стул для размышления".
Основная идея заключается в том, чтобы дети могли понимать для чего нужны стулья.
Стул для размышления - это своего рода игра, чтобы ребенок понял, если кого-то обидел, толкнул и т. д. В данном случае ребенок вместе с воспитателем садится на тёмный стульчик и воспитатель объясняет ребёнку, что именно необходимо было сделать или не делать в каждом отдельном случае.
Стул для поощрений - предназначается для всех детей, как похвала за любой хороший, добрый поступок; за помощь сверстникам, за заботу, помощь воспитателю или помощнику воспитателя; также как способ понимания при правильном выполнении заданий, правил в игре.
При этом остальные ребята научатся понимать, что сделали правильно, над чем стоит подумать или что можно сделать. Все это способствует развитию уважения друг к другу, развитию соревновательного компонента, стремлению к помощи друг другу.
"Коврик злости».
Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой.
Эмоции – это внутренние переживания человека. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными.
Помогает детям избавиться от гнева. Он представляет собой фабричный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с маленькими разноцветными бантиками на нем. Ребенок разувается, заходит на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
Дети не должны прятать в себе плохое настроение, дайте возможность вывести негативные эмоции.
Вывод: в основе нашей педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым…
"Мешочек криков"
Как известно, детям очень непросто справляться со своими отрицательными чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в форме криков и визгов. Конечно, это не вызывает одобрения у взрослых. Однако если эмоции очень сильны, то неправильно сразу требовать от детей спокойного анализа и поиска конструктивных решений. Сначала нужно дать им возможность немного успокоиться, выплеснуть негатив приемлемым способом.
Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «мешочком криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.
Так называемый «мешочек криков» вы можете изготовить из любого тканевого мешочка, желательно пришить к нему завязочки, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора. Получившийся мешочек должен храниться в определенном месте и не использоваться с другими целями.
Игробокс "Калейдоскоп эмоций"
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Для того, чтобы дошкольники были заинтересованы в восприятии и познании нового, необходимо не только создавать вокруг них положительный эмоциональный климат, важно насыщать образовательный материал эмоциональным, образным содержанием. Подбирать такие средства, которые позволят не только заинтересовать ребенка, но и затронуть эмоции.
Уже 2 года в МДОУ детском саду №3 г. Сердобска реализуется учебно-методический комплект «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста». Занятия по социально-эмоциональному развитию вызвали большой интерес как у детей, так и у родителей, и у педагогов. Поэтому педагоги нашего детского сада поставили цель: разработать и апробировать игровое дидактическое пособие, включающее ряд игр и упражнений, заданий по социально-эмоциональному развитию детей, которое заинтересует всех участников образовательного процесса. Так в нашей группе появился игробокс « Калейдоскоп эмоций»
Игробокс «Эмоциональный калейдоскоп» – это раскрывающаяся коробка-матрешка с комплектом дидактических игр по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста для использования в образовательной, индивидуальной и самостоятельной деятельности детей, которую родители могут взять домой для совместного взаимодействия с ребенком после овладения методикой использования пособия. Игровое дидактическое пособие разработано с учётом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников. Оно содержательно – насыщено, полифункционально, доступно, безопасно, трансформируемо. Коробки с дидактическими играми переносные, их можно расположить в любом месте групповой комнаты. Конверты с дидактическими играми крепятся к стенкам коробки с помощью самоклеющихся липучек, поэтому такие игры легко переносить, брать домой.
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды нашего детского сада позволяет родителям в любое время взять игробокс с комплектом нужных дидактических игр для занятий с ребенком домой, заполнив формуляр. Для родителей игра-возможность увидеть, с какими трудностями в понимании чувств и эмоций, сталкивается ребенок, помочь их преодолеть, оказать эмоциональную поддержку, да и просто побыть с ним.
Игробокс включает в себя серию дидактических игр:
Дидактическая игра «Какое настроение у скрепыша?»
«Скрепыши» - это яркие и необычные миниатюрные игрушки с изображением персонажей. каждый из которых имеет свой особый характер – веселый или грустный, злой или радостный, серьезный или дерзкий, робкий или смелый.
Цель: знакомство с эмоциями, осознание своего эмоционального состояния и состояния других людей, их адекватному выражению.
Вариант 1 Предложить среди скрепышей найти всех веселых. После того как найдены и рассмотрены все веселые скрепыши, ребенок воспроизводит эту эмоцию на своем лице. Затем находим всех грустных (злых).
Вариант 2 В паре или подгруппе. Первому игроку предлагают рассмотреть незаметно скрепыша. Он его рассматривает и через зеркало показывает эмоцию. Второй игрок должен угадать и воспроизвести эту эмоцию.
Дидактическая игра «Альбом воспоминаний»
Цель: помочь детям с помощью фотографий вернуться в прожитые детсадовские дни, вспомнить какие эмоции они испытывали при проведении праздников, мероприятий, встреч и занятий.
Ход игры:
1 вариант: ребенок рассматривает фотографии в альбоме, выбирает фото с наиболее значимым для него событием, оформляет страницу альбома, добавляя смайлики с теми эмоциями, которую он испытывал.
2 вариант: В паре или подгруппе. Каждый участник выбирает фотографию с наиболее эмоционально значимым событием, рассказывает о своих чувствах и эмоциях в тот момент.
Альбом может дополняться новыми фотографиями, рисунками
Дидактическая игра: «Карусель настроения»
Основная цель дидактического пособия «Карусель настроения» – создание психологического комфорта в группе, развитие и коррекция эмоциональной сферы детей.
Ребенок может «отражать» свое настроение в течение дня (часы утреннего приема, перед началом и в конце занятия, во время режимных моментов, самостоятельной игровой деятельности, перед уходом домой).
«Карусель настроения» возможно использовать:
для формирования умения оценивать свое эмоциональное настроение, настроение своих друзей, сверстников, развитие коммуникативных навыков (какое настроение у тебя? (у твоего друга?), спроси у друга, какое у него настроение? поделись своим настроением, подумай, как поднять настроение твоему другу?); для формирования положительного эмоционального отношения детей к детскому саду, сверстникам.
Кукла-перевертыш РАЗНОЛИКА
Кукла появилась в нашей группе с яслей, в период адаптации детей. И на столько полюбилась детям, что стала их спутником и другом на протяжении всего этого времени. А название кукле дети придумали только в старшей группе. Кукла-перевертыш – уникальный педагогический инструмент, который используется для обучения детей распознавать и управлять своими эмоциями.. Ее особенность в том, что кукла может быть перевернута наизнанку, чтобы показать изменение эмоций. Кукла-перевертыш помогает наладить доверие детей к воспитателю, снять у ребенка эмоциональное напряжение; организовать эмоциональное общение в системе педагог – ребенок, ребенок – ребенок.