Методическое пособие "Воспитание любви к родному краю"/documents/Методическое пособие Воспитание любви к родному краю.docx
"Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании"/files/Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании.docx
«Погуляем,поиграем!»/files/Консультация для родителей.docx
***
Актуальность организации наблюдений за явлениями неживой природы.
Составила: воспитатель Исайкина Т.А.
Как известно, наблюдение - ведущий метод познания природы. Но на практике педагоги чаще говорят о природе, чем организуют наблюдение за природными явлениями. Как изменить сложившуюся ситуацию? Ведь никакой рассказ, схема, макет или даже современное информационное изобретение не заменит живого впечатления.
Многие ученые и педагоги дошкольного образования подчеркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте познавательной деятельности являются специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство ими со стороны педагога. Так же наблюдение становится и ведущим методом познания природы.
Кроме того, доказано, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы формирует у детей отчетливые представления о животных, растениях и сезонных природных явлениях.
Чаще педагоги дошкольных учреждений организуют наблюдение за животными и растениями, уделяя меньше внимания явлениям неживой природы. Тому есть несколько причин:
* более легкое привлечение внимания детей к объекту живой природы, что связано с особенностями их восприятия;
* использование педагогами большого количества соответствующей литературы;
* трудности организации деятельности детей, в которой закреплялись бы знания, полученные во время наблюдений;
* трудности использования в работе нетрадиционных приемов.
Между тем, несмотря на наглядно-образный характер мышления дошкольников, ученые считают необходимым знакомить их не только с видимыми и ощутимыми связями и отношениями, существующими в природе, но и со скрытыми от непосредственного восприятия причинам природных явлений. Ведь так важно подарить ребенку не только радостное удивление натуралиста, но и приобщить его к пытливому анализу естествоиспытателя
Технология организации наблюдений.
Разработана технология, позволяющая учитывать как общепедагогические принципы (научность, систематичность, доступность, наглядность и т. д.), так и принципы, характерные для экологического образования (принцип деятельности, интеграции, региональности).
Основная ее цель — систематизация знаний детей о многообразии явлений, происходящих в неживой природе.
В результате работы, организованной по данной технологии, ребенок получает систему знаний, разносторонне и достоверно отражающих различные природные явления.
Задача педагога — сформировать эти знания в той последовательности, которая соответствует реальной действительности и отвечает эмоциональным интересам ребенка, особенностям его мышления. Поэтому количество мероприятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогам предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации, место в режиме дня.
Использование данной технологии помогает в реализации интегрированного подхода к организации экологически направленной деятельности. По мнению некоторых ученых (Н. Рыжова, С. Николаева), это является необходимым условием повышения эффективности экологического обучения в целом.
Возможности интеграции методов и форм экологического образования многократно возрастают благодаря вовлечению в работу разных специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования).
Используемая нами технология характеризуется нетрадиционностью форм взаимодействия детей одного возраста, но разных групп, а также детей и их родителей. Стоит заметить, что гарантом успешности данной работы выступает умелое сочетание традиционных и инновационных методов и форм организации деятельности.
Традиционные формы и методы организации наблюдений.
Традиционно ведущими и широко применяемыми в работе по данной технологии методами являются наблюдения и опыты, используемыми формами — занятия и экскурсии. Это связано с особенностями детского мышления. В частности, ознакомление дошкольников с некоторыми природными явлениями во время непосредственного наблюдения слабо формируют правильные представления о них, т.к способность детей делать выводы из преднамеренного наблюдения ещё несовершенна.
А опыты представляют собой преобразующие действия, позволяющие выяснить не только скрытые связи и свойства, но и познать объекты и явления природы в их динамическом взаимодействии.
Нетрадиционные формы организации наблюдений.
В качестве нетрадиционных форм работы можно использовать лабораторию юного метеоролога. Работа лаборатории реализуется через организацию групповых занятий развивающего типа. На этих занятиях дошкольники активно включаются в исследовательскую деятельность- проведение наблюдений и опытов.
Приветствуются проведение занятий под « открытым небом». Их специфика требует создания необходимой предметной среды. В настоящее время в методической литературе имеются рекомендации по созданию метеоцентров на территории ДОУ. Метеоцентр, организованный в группе, создаёт «островок» прогнозирования погоды. Здесь должны быть «живые барометры»- комнатные растения, аквариумные рыбки, декоративные птицы.
На занятиях или в свободное от занятий время дети ведут индивидуальные или групповые календари погоды, в которых отмечают погоду предсказанную и реальную. Возможно создание карточек- примет, таблиц- опор.
Результатами совместной деятельности детей и педагога могут стать:
- «Портрет месяца» - подборка рисунков детей с изображением сезонных явлений;
-«Моя (наша) книга природы», состоящая из рисунков, творческих рассказов детей с описанием случаев, происходящих с ними на природе, примет, загадок, моделей и т. д.
Презентация таких совместных работ проводится на межгрупповых занятиях — заседаниях лаборатории юного метеоролога, где дети могут делать доклады, сообщения на темы своих исследований, проводившихся на групповых занятиях или вне занятий.
Для обеспечения взаимодействия ДОУ с семьей, стимулирования творческой активности родителей возможна организация клуба исследователей природы. В рамках работы клуба его члены (дети и их родители) могут стать участниками следующих мероприятий:
* экологическая экспедиция;
* экологические диспуты;
* организация выставки "Шедевры природы".
Цель экологической экспедиции — формирование у детей представления о происходящих природных явлениях, экологической обстановке микрорайона. Перед проведением этого мероприятия воспитатель делает подборку песен, игр, художественных произведений, которые впоследствии используются во время остановок, на привале. Варианты снаряжения желательно продумать в соответствии с задачами экспедиции. Это могут быть компас, лупы, материалы для зарисовок, фотоаппарат и т. д.
Экспедиции проводятся по заранее намеченному маршруту, где отмечаются объекты наблюдений, места отдыха.
В процессе экспедиций дети наблюдают за объектами природы, делают зарисовки, записи (с помощью родителей), собирают экспонаты для музея природы родного края.
Экологические диспуты нацелены на закрепление знаний норм и правил поведения в природе, а также правил безопасности жизнедеятельности, предполагают обсуждение и решение различных проблемных ситуаций.
Выставка "Шедевры природы" сформирует навыки исследовательской деятельности, научит видеть необычное в привычном, вызовет эмоциональный отклик на предметы ближайшего окружения и явления природы.
В качестве экспонатов выставки можно использовать природный материал, поделки из него, фотографии, самодельные книжки-малышки, альбомы, изготовленные детьми совместно с родителями, и т. д.
Вся работа, начиная с организации "павильона", должна проходить с участием родителей. Можно организовать торжественное открытие выставки, после чего рекламируются экспонаты (форма рекламы выбирается детьми и родителями).
Организация выставки может стать "стартом" в деле создания музея природы родного края.
Метод « Моделирования маленькими человечками» позволяет объяснить детям физическую суть различных явлений и агрегатных состояний предметов. Метод основан на том, что дошкольники представляют себе все предметы и явления в виде множества маленьких человечков.
Также мы используем игру "Хорошо - плохо".
С ее помощью воспитатель учит детей выделять противоречивые свойства объектов и явлений. Пример этой игры, когда ее объектом выступает снегопад:
хорошо, когда снег закрывает поля перед морозом, плохо, если он выпадает весной на всходы или первые цветы;
приятно вечером гулять на улице, когда идет снег, но если едешь за рулем машины — это плохо, ничего не видно;
хорошо играть в снежки свежим снегом, но плохо кататься на коньках.
Памятка для успешного ознакомления детей с явлениями неживой природы
1. Все дети по природе - исследователи, но способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логина и смекалка сами по себе не разовьются. Для этого педагог должен создать им специальные условия:
* стремиться как можно чаще говорить о природе на фоне самой природы
* учиться не столько рассказывать, сколько слушать ребенка.
2. Правильные ответы сами по себе менее ценны. Важнее терпеливое выслушивание объяснений ребенка, доверие к нему, поддержка его мыслей, еще не окрепшей и робеющей в окружении других людей. Поэтому педагогу необходимо:
* ограничить время наблюдений до 3-5 мин. Это оптимальное время для интенсивной умственной деятель-юности ребенка;
* устраивать секунды молчания и тишины. Они позволяют сосредоточиться детям в поиске ответа на вопрос; Я придерживаться принципа: слово - вслед за чувственным восприятием, а не наоборот. Только в этом случае у ребенка сформируется полноценное знание.
3. Эксперимент в отличие от наблюдения предполагает какое-то воздействие на изучаемый объект. В связи с этим педагогу нужно помнить:
* проведение с дошкольниками опыта не должно требовать каких-то особых условий;
* особое внимание следует обращать на безопасность работы детей в процессе проведения опыта;
* неудача ребенка не повод для упреков. Главное - выяснить причину провала опыта;
* опыт- это не подобие хорового пения, Нужно стараться избегать формулировок вроде: "Возьмите в правую руку то, в левую - другое. Соедините, потрясите...';
* важно поощрять попытки детей выдвигать гипотезы, но время от времени воспитатель должен предлагать собственные.
4.Арсенал средств, позволяющих закрепить полученные в процессе наблюдения знания, велик. Для этого необходимо:
* сочетать непосредственное наблюдение с использованием художественного слово. Сом ход наблюдения при этом разрываться не должен;
* использовать в работе народную мудрость: приметы, заклички, приговорки, но только те, в которых отраженны доступные детям связи и явления природы;
* стремиться к рациональному сочетанию традиционных и инновационных методов.
5.Занятия по ознакомлению детей с различными явлениями природы не должны проходить по единой логической схеме:
* стремитесь отвечать на запросы детей;
* следуйте за ребенком, а не "ведите" его за собой.